Михаил Костин. Хроники Этории — фэнтези для подростков.

Древний народ, заселивший мир после падения Ша Мира (империи хранителей).

Примечание №1:

Учёные предполагают, что аалы пришли в Эторию через Великие Степи из древней страны «Ван-Кур». Конечно это всего лишь предположение, поскольку само существование «Ван-Кура» доподлинно никем не подтверждено. Аалы властвовали в Этории достаточно долго и даже неоднократно пытались завоевать Северную Пустошь. Во время одного такого похода аалы столкнулись с так называемой Ордой, огромным войском, возглавляемым могущественным магом (предположительно Отвергнутым хранителем Алином). После нескольких сражений за Краем Земли Орда изгнала пришельцев из Северной Пустоши и сама вторглась в Эторию. Вместе с Ордой в Эторию пришли и предки людей. Война закончилась победой аалов.

Спустя какое-то время один из кланов, Даар-ва-лор, решил отделиться от остальной империи, после чего началась разрушительная гражданская война. Даары и аалы воевали долго и жестоко, по крайне мере, так утверждают сами аалы. В их источниках этот период получил название «Кровавые Войны» и закончился заточением дааров в пещерах Края Земли. С тех пор о даарах ничего не известно. Сами же аалы были настолько истощенны борьбой с собратьями, что оказались не в состоянии защитить свои обширные владения от натиска молодых людских королевств. Постепенно люди заняли почти всю Эторию, а аалы переселились в Великий Лес.

Внешне аалы похожи на людей, но их отличают высокий рост и бледная, почти белая кожа. Они владеют искусством магии и живут намного дольше людей.

Примечание №2:

Общество аалов состоит из Рушари, что в переводе с языка аалов означает «Кланы». Людям известно о существование десяти Рушари: Ар-Виалис, Ал-Нариас, Даар-ва-лор (изгнанный в пещеры Края Земли), Лор-Элиас, Мор-Желис, Н-Риалис, Ра-Далиас, Ту-Кулис, Ва-Лорис и Зо-Кариас. В свою очередь Рушари состоят из Шиари, или Домов, каждый из которых имеет двух правителей: килшари (тот, кто владеет навыками магии), и дишари (тот, кто выбрал путь воина). Время от времени, для решения вопросов, касающихся всего Рушари, лидеры Шиари собираются на совет Ру-кари, а каждый Ру-кари выдвигает одного своего члена в «Собрание Всех», где представлены все аалы.

Примечание №3:

Каждый клан и даже каждый дом имеет право самостоятельно начать войну с иноземцами, против своих сородичей аалам воевать запрещено (это правило было введено после «Кровавых Войн»). Если клан или дом проигрывает войну, он считается опороченным, и все его члены обязаны отправится в Аркум, или Странствие. Со времён «Кровавых Войн», такое случилось дважды. Первый раз один из домов клана Мор-Желис не согласился с Пактом Свободной Руки и продолжил сражаться против людей. Дом проиграл и потерял право на существование. Второй раз это произошло, когда по неизвестным причинам небольшой дом клана Ар-Виалис, владевший участком земли у самого края Великого Леса, попытался захватить ближайшие людские деревни. На помощь крестьянам пришли местные сеньоры и аалы потерпели поражение.

Примечание №4:

Несмотря на то, что по количеству своих членов все Рушари примерно одинаковы, количество и размеры их Домов сильно различаются. Учёные Этории так и не смогли выяснить точное количество домов, которое может входить в отдельный клан. Например, в Лор-Элиасе — шесть Домов, а в Зо-Кариасе только два. У каждого Дома есть свой город, где килшари и дишари держат свой совет.

Несмотря на то, что аалы живут очень долго, они не бессмертны, и потому, когда умирает кто-то из правителей Дома, его члены выбирают новых правителей, причём всегда выбирают попарно.

Примечание №5:

Аркум или Странствие — это не только наказание для проигравших и преступивших закон. Каждые несколько сотен лет «Собрание Всех» призывает соотечественников отправиться на восток в поисках потерянных кланов, тех аалов, кто сразу после войны с Ордой ушёл в дальние глубины Великого Леса.